В истории отечественного градостроительства природные системы городов по примеру европейских стран начали формироваться только в начале XX века. В 1980–1990-е годы в отечественной практике развитие получила теория градоэкологического каркаса и природного каркаса. Экологический каркас понимается как «непрерывная система взаимосвязанных наиболее активных в экологическом отношении природных комплексов, от которых зависит поддержание экологического равновесия региона. В соответствии с выполняемыми функциями в структуре экологического каркаса выделяются средообразующие ядра (парки, лесопарки) и экологические коридоры (бульвары, овраги, реки)». [1] Российский ученый, доктор биологических наук Н.Ф. Реймерс дает следующую формулировку понятия природного каркаса: это ранжированная по степени экологического значения система участков природы, неразрывная взаимосвязь которых создает предпосылки для формирования естественного экологического равновесия, способного противостоять антропогенным воздействиям. [2]
Закономерности формирования экологического каркаса Нижнего Новгорода были исследованы архитектором О.Н. Ворониной. В 1992 году в Москве, в Центральном научно-исследовательском и проектном институте градостроительства она защитила диссертацию на тему «Эволюция архитектурно-ландшафтного комплекса крупного промышленного города на примере г. Н. Новгорода», в которой обосновала роль парков и системы городских малых рек в формировании экологического каркаса города. Эти исследования были положены в разработку «Схемы природного комплекса и экологического каркаса» в Генеральном плане Нижнего Новгорода 1994–1999 годов, выполненного НижегородгражданНИИпроектом. Затем для города были разработаны «Территориальные комплексные схемы охраны природы Нижнего Новгорода (ТерКСОП)».
Мы говорим о градоэкологическом каркасе как природно-антропогенной системе, обеспечивающей экологическую устойчивость. Он, безусловно, опирается на природную топографическую основу и формируется в городах, включая городские парки, пригородные леса, скверы, бульвары, набережные, зоны отдыха и городские реки. То есть ту природно-рекреационную основу, которой занимаются ландшафтные архитекторы. Городские парки, овраги, малые и большие реки, линейные парки, бульвары – все это лежит в области наших интересов и рассматривается в этой книге. Экологический каркас неравномерен, он формируется из относительно крупных территорий, какими являются парки и лесопарки. Эти участки формируют ядро или основу градоэкологического каркаса. И в Нижнем Новгороде такими «ядрами» являются парк «Швейцария», Автозаводский и Сормовский парки, дубрава Ботанического сада, лесопарк Щелоковский хутор. Есть ядрышки и поменьше – это небольшие по площади парк им. Первого Мая, парки Свердлова, Кулибина и Пушкина, а также Светлоярский парк в Сормове. Система ядер для устойчивого функционирования должна обладать качеством «связанности». Важнейшую роль связующих элементов в городе выполняют овраги, бульвары, набережные, малые реки, линейные парки и даже небольшие скверы. Для экологической устойчивости всего природно-антропогенного комплекса, каким является современный город, имеют значение и зелень в жилом дворе, и палисадник, и озелененный школьный двор, и озелененный участок детского сада или больницы. Градоэкологический каркас должен опираться на пригородный лесопарковый пояс, городские леса и агропарки.
Такой каркас важен не только для циркулирования природы в городе, но и для горожан, которые могут получить шанс выйти из дома или проехать на велосипеде за город по природному коридору.
Крупные парки – как узловые элементы градоэкологического каркаса – обеспечивают сохранение важных экосистем и включают центры распространения видов флоры и фауны и ареалы биоразнообразия популяций. Линейные элементы системы, или экологические коридоры (связующие элементы экологического каркаса), обеспечивают вещественно-энергетический обмен и возможность беспрепятственной миграции биологических видов. В качестве непрерывных экологических коридоров выступают набережные Оки и Волги, русла малых рек Ковы, Левинки, Борзовки, их поймы и долины. Важную роль могут играть и санитарно-защитные зоны дорог, промышленных предприятий и коммунально-складских зон, трасс линейных инженерных коммуникаций, а также кладбища и водоохранные зоны. Линейные парки могут включать системы озер, болот, водоемов, дождевых садов. Агрессивная городская среда влияет на природные процессы и разрушает их, она же влияет на здоровье горожан через комплекс негативных факторов. К таким факторам обычно относят шум, загрязнение воздуха, почв и визуальное загрязнение. Поэтому на границах природных зон мы вынуждены фиксировать буферные зоны, предназначенные для защиты центральных ядер и коридоров экологического каркаса от потенциально вредных воздействий. И оценивать уязвимость природных звеньев. «Часто выделяют также территории рекультивации и восстановления природы (nature restoration areas). Эти территории решают проблему восстановления экологического равновесия на сильно нарушенных и деградирующих землях для постепенного их возвращения в сферу природопользования уже в качестве элементов экологического каркаса, а также в областях, где преимущественное значение имеют традиционные виды природопользования». [3]
Важнейшая задача состоит в создании механизмов управления градоэкологическим каркасом, выявлении его звеньев и разрывов, придании выявленным участкам соответствующего статуса, выявлении проблемных ситуаций и устранении причин разрыва каркаса, выяснении и создании условий для восстановления утраченных звеньев, его связанности и непрерывности. Здоровье городских жителей во многом определяется качеством градоэкологического каркаса территории. Для этой работы нужны соответствующие правовые, экономические и управленческие механизмы. Как ответ на текущую ситуацию в начале 2021 года на территории России стартовал масштабный международный Проект федерального значения – «Водно-зеленый городской каркас как база для создания устойчивых и умных городов», организованный Французской Федерацией Ландшафтных архитекторов и ее официальным представительством в России. Проект реализуется при участии Минстроя РФ, Министерства Экологического перехода Франции и других партнеров. Глобальная цель проекта – запустить процесс создания водно-зеленого каркаса на федеральном и региональном уровнях. Результаты, полученные в рамках Проекта, должны стать рабочими инструментами городского и регионального управления, учитывающими разные аспекты: экологические, природные, социальные, экономические, правовые и другие.
Подробнее тема градо-экологического каркаса Нижнего Новгорода освещена в книге "От ландшафтной архитектуры к ландшафтной инфраструктуре" О.Н. Воронина, А.В. Воронина
1.Чистякова, С.Б. Охрана окружающей среды : учеб. для вузов по специальности «Архитектура» / С.Б. Чистякова. – Москва: Стройиздат, 1988. – 272 с. С. 139.
2.Реймерс Н.Ф. Природопользование: словарь-справочник. – Москва: Мысль, 1990. – 637 с.
3. Руководящие принципы формирования Общеевропейской экологической сети / Сост. Г. Бенетт // Информ. материалы по экологическим сетям. – Москва: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. – Вып. 4. – 32 с
Исследования архитектурно-ландшафтного потенциала Нижнего Новгорода, авт. О.Н. Воронина
Схема наложения границ архитектурно-ландшафтных комплексов на градоэкологический каркас города
Коридор градо-экологического каркаса
проходящий вдоль реки Рона и связывающий два крупных парка между собой в метрополии Гранд Лион
Опорные элементы для формирования градо-экологического каркаса
Анализ градостроительной структуры Нижнего Новгорода