О.Н.Воронина. Архитектурные формы природных компонентов исторического центра города

Образ города определяется видимой формой его архитектурного и природного ландшафта. Ландшафт современного города отражает все разнообразие и противоречивость происходящих в нем процессов. Наиболее сложными и посещаемыми зонами городской ткани являются пространства исторического центра. Сюда приходят горожане в свободное время с семьей, друзьями и гостями. Эти территории предназначены для прогулок, встреч, общения, отдыха, покупок. Они насыщены знаковыми образами, скульптурой, символами, смысл которых понятен жителям и позволяет туристам лучше понять традиции и дух места. Облик исторического центра формирует мировоззрение жителей, особенно молодежи, и туристов, он участвует в образовании и обучении зрителя. Пространства исторического центра сложны по структуре, отличаются многофункциональностью и многозначностью.

Множественность функций ведет к разнообразию изобразительных решений элементов городской среды. В стесненных условиях центра города не остается места для больших древесных массивов, для рощ и плотных глухих боскетов. Наиболее ценными в парках, скверах и бульварах оказываются открытые пространства, осуществляющие роли городских площадей. При этом особая, важна роль, отводится солитерам - единичным крупным (историческим) деревьям, кустарникам или их небольшим группам. Они тоже играют роль символов. Символов природы!

Природные элементы, играя свою роль в городском дизайне, имеют особый статус. Они жизненно необходимы горожанину как средство от стресса. Растительные формы уточняют масштаб сооружений, позволяют человеку легче адаптироваться в условиях агрессивной, не сомасштабной человеку архитектуры современных зданий.

Форма есть отражение содержания. Внимание городского сообщества к архитектурной форме природного комплекса может принести городу ряд неоспоримых преимуществ, например:

-предотвратить угрозу потери ценных с точки зрения ландшафтной архитектуры территорий при необоснованной застройке, несоизмеримой с ценностью ландшафта;

-повысить художественную привлекательность города, что важно для развития туристической индустрии, дает шансы для экономического роста и социальной устойчивости;

-позволит сохранить и приумножить рекреационные ресурсы, необходимые для жителей и туристов;

-улучшить санитарно-гигиенические показатели исторического центра города;

-повысить экономическую привлекательность земельных участков, их реальную стоимость и доходность городского бюджета;

-позволит горожанам осознать художественно-историческую ценность места рождения и жизни, формировать чувства гордости за свой город;

-будет способствовать сохранению и развитию традиций отечественной и мировой градостроительной и садово-парковой культуры;

-обеспечит биоразнообразие, необходимое для устойчивого развития городских экосистем.

В связи с интенсивной застройкой центра города, участки зеленых насаждений стремительно сокращаются, состояние зеленых насаждений постоянно ухудшается, а качество жизни людей все в большей степени определяется степенью сохранения компонентов природной среды.

Для жизнедеятельности человека нужна не просто сохраненная природа, а ландшафт, структурно и эстетически отвечающий современным нуждам общества. Состояние стабильности постоянно оценивается человеком с позиций соответствия среды его повседневным нуждам.

Непосредственно влияя на «читаемость» городских пространств, преобразованные элементы природы выступают в качестве системы средств обозначения места и связаны с такими понятиями, как морфология (предметный состав), семантика (система значений), семиотика (знаковое наполнение) и структура (связь отдельных знаков).

Сложность структурной организации проявляется в многослойности городского ландшафта, оборудовании его элементами благоустройства, инженерными системами, насыщенности произведениями монументально-декоративного искусства, цветниками, информационными устройствами, рекламой. Здания, деревья, люди и автомашины, осветительное оборудование оживляют пространство своими формами, движением, создают дополнительные членения.

Однако чрезмерное насыщение деталями может привести к визуальному хаосу, к дискомфорту и именно природные элементы, с зеленым цветом, цветом психологического равновесия способствуют визуальному обобщению и снятию психологического напряжения. Множественность и значительность компонентов, аморфность городского пространства заставляют искать четкую композиционную структуру, выявляя ее размещением доминирующих объектов и строем поддерживающих их акцентов. По мере возрастания структурной сложности пространства главенство в палитре формообразующих элементов переходит от зданий, создающих границы городских пространств к ориентирам, сомасштабным человеку - деревьям, скульптуре, городскому оборудованию и малым формам.

Не архитектурные массы зданий, а детали являются основными носителями масштаба и ритмических построений, выявляющих идеи организации пространства на уровне человека. Ландшафтные элементы - газоны, цветники, деревья и кустарники, формы рельефа, водоемы, фонтаны, вместе с подпорными стенками, лестницами, ограждениями и покрытиями по своей ведущей функцией похожи на детали архитектурных объемов - они обогащают пространство формообразующими свойствами, отмечая границы и служа ориентирами.

Одной из причин потери в последние годы зеленых насаждений является тот факт, что границы земель зеленого фонда города (парков, скверов, бульваров, озелененных территорий жилых групп, микрорайонных и квартальных садов) документально не зафиксированы, а режимы землепользования не прописаны. Несмотря на фактическое использование их в качестве реальных зон отдыха, ничто не препятствует застройщикам–инвесторам и городским административным службам расценивать парки, сады и скверы как площадки для будущей застройки. Чем раньше придет понимание необходимости резервирования отдельных площадок в качестве рекреационных зон, тем красивее и экологически устойчивее будет исторический центр города, и тем дороже в нем будет стоить недвижимость.

В Н.Новгороде достаточно специалистов, которые могли бы составить рабочую группу по разработке программы сохранения и развития зеленого фонда города, подготовку регламентов землепользования городских и районных рекреационных зон (парков и общественных садов), выявления наиболее ценных городских ландшафтов и определения первоочередных работ по их формированию.

Одна из первоочередных задач состоит в выявлении и закреплении на плане города системы видовых точек, соединенных линиями маршрутов и прилегающих к ним зон, которые еще сохранили высокий архитектурно-ландшафтный потенциал. Важно законодательно закрепить выявленные территории в соответствующих кадастровых документах и привлечь внимание городского сообщества к необходимости их сохранения и последующей архитектурно-ландшафтной организации.

Форма восприятия конкретного городского пространства в настоящее время описывается понятием «дух места» - уникальным ощущением самобытности и индивидуальности среды, ее причастности к мироощущению человека. Формируется «дух места» в сознании зрителя присущим только данной ситуации сочетанием ландшафтных картин, предметно-пространственных построений, цветового решения, характерными деталями среды, усиленными связанными с данным местом культурными и историческими воспоминаниями, житейскими и личностными ассоциациями. Как правило, он закреплен в массовом сознании в виде эмоционально-образного представления, привязанного к топонимике «Лыкова дамба», «Кремль», уникальными особенностям ландшафта «Гребешок», «Черный пруд» и т.п.. Важное качество преемственности среды, называемое «памятью места», может быть реализовано малой пластикой-скульптурой, фонтанами, растениями.

Однако изменчивость - главное свойство городской среды и поэтому неизбежно физическое, и моральное старение отдельных элементов. Даже в исторической среде городского центра естественным является желание следовать моде и меняющимся эстетическим идеалам. Зарубежный опыт демонстрирует на улицах и площадях необычные, нелогичные, на первый взгляд бессмысленные предметы: поющие скульптуры, гигантские бытовые приборы, «вещи-события», акцентирующие наиболее значительные точки среды, превращающие среду в новый культурный символ места. Отмечается стремление превратить ландшафтные элементы: деревья, цветочные композиции, элементы рельефа в произведения пластического искусства, запоминающиеся, необычные, «маркирующие» место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую здесь игровую или развлекательную ситуацию. Театрализация и яркость образных решений общественных пространств может усиливаться благодаря контрастному сочетанию природы и архитектуры.

Достижение высоких художественных результатов возможно только при наличии творческого проектного процесса. Бесчисленное унылое воспроизведение исторических штампов в ландшафтной архитектуре города обедняет все сообщество. В связи с этим хочется отметить недопущение проведения каких либо работ по озеленению городских территорий без проектной документации, за исключением аварийного сноса деревьев. При этом по каждому проекту благоустройства городских территорий, предполагающему снос зеленых насаждений и их реконструкцию, в соответствии с законом следует производить общественные слушанья. В настоящее время складывается впечатление, что управляющие структуры недооценивают важность проектной работы в области благоустройства и озеленения. Может быть, поэтому в городе не появляется ярких художественных архитектурно-ландшафтных объектов.

Общественные слушанья можно рассматривать, как диалог с населением, как ненавязчивую форму его обучения и образования, а также как последовательную работу по выработке гражданской позиции городского сообщества в отношении природных ресурсов, какими являются городские зеленые насаждения.

Участники конференции должны обратиться к Мэру города с предложением о создании управления Зеленым фондом. Опыт последних пяти лет показал, что существующая система управления неэффективна и не способна выполнять задачи, возложенные на нее обществом. Следует создать систему сбора финансовых ресурсов, получаемых при сносе зеленых насаждений, различных компенсационных платежах и отчислениях застройщиков и фокусирование их на целях городского зеленого строительства. Нынешнее состояние зеленого фонда города свидетельствует о неэффективности существующего механизма сбора и расходования финансовых ресурсов, о дефекте в системе управления зеленым строительством. Сегодня, как и пять лет назад, в Н.Новгороде нет организации, которая бы занималась стратегией развития зеленого фонда. Такую структуру надо создавать. И ей должно стать Управление зеленым фондом. Очевидно, городское сообщество должно просить эту организацию ежегодно информировать население через прессу о состоянии городского озеленения и работе по его сохранению и реконструкции, состоянию проектной документации, проведенных общественных слушаний, внедрению новых технологий и научных разработок и принятых решениях по перспективному развитию, так же составлению и ведению реестра объектов озеленения общего, ограниченного пользования и специального назначения. А на сегодня спрашивать, кроме Мэра, некого.

В рамках программы сохранения и развития зеленого фонда пришла пора выполнить «Перспективный план развития городского озеленения», который позволит контролирующим органам более обосновано принимать решения при реконструкции застройки и благоустройстве города.

Анализ положительного зарубежного и отечественного опыта демонстрирует, на сколько важно использовать качественный посадочный материал. В последние годы много рубится деревьев и мало высаживается. Убираются крупные растения, а высаживаются маленькие, 3-5 летние. Для получения более значительного эффекта при реконструкции и создании зеленых насаждений посадочные работы следует производить с использованием крупномерного посадочного материала, для чего следует разработать и ввести в практику городского озеленения стандарты на посадочный материал. Продуманная программа реконструкции озелененных территорий позволит питомникам Нижегородской области заранее подготовить устойчивый и разнообразный посадочный материал крупномерных деревьев и кустарников.

В связи с резким сокращением зеленых насаждений и неконтролируемым ущербом городскому сообществу, причиняемым сносом древесных массивов, рекомендуется поручить Глав УБ (Управлению благоустройства) выявление сохранившихся крупных ценных деревьев и их групп и придание им статуса охраняемых объектов (памятников природы или садово-паркового искусства), с подготовкой всей необходимой документации для постановки их на охрану. Например, все деревья ценных долговечных видов, таких как липа мелколистная, лиственница сибирская, клен платановидный и т.п., в возрасте более 80 лет и в хорошем состоянии объявить охраняемыми объектами.

Практика квартальной реконструкции предусматривает помимо полного сноса существующих зеленых насаждений строительство под дворовой территорией подземных автостоянок. Нет сомнения, что стоянки необходимы, однако в проектах должны быть предусмотрены архитектурные и инженерные решения по озеленению кровель подземный гаражей. Инвестор-застройщик должен быть уверен, что не сможет получить право на строительство, без грамотного решения проблем озеленения своего квартала. А в последствии не сможет сдать объект, если сэкономит на зеленых насаждениях. Очевидно, городским уставом можно предусмотреть и систему поощрения экологически ориентированных застройщиков. Целесообразно объявить конкурс между застройщиками на лучшее экологическое решение квартала, с озеленением кровель, террас, дворовой территории, обеспечивающих более комфортный уровень проживания и относительный экологический баланс в историческом центре города.

В общем случае надо ввести за правило не допускать к строительству проекты застройки, не предусматривающие решения по компенсационному озеленению, озеленению эксплуатируемых кровель гаражей и сохранению существующих ценных древесно-кустарниковых насаждений. Разводить сады на кровлях технологически сложнее и дороже, чем в естественных условиях, однако в центре города без этого не обойтись. Предлагаю поручить кафедре Ландшафтной архитектуры и садово-паркового строительства ННГАСУ на средства застройщика-инвестора осуществить эксперимент с целью апробации различных видов древесных и травянистых растений и определения возможностей их культивирования на кровлях зданий и инженерных сооружений. В питомнике Архитектурно-ландшафтного центра «Архиленд» уже сейчас имеется большое количество разнообразных травянистых растений, которые можно и нужно применять при озеленении кровель. Некоторые растения могут быть рекомендованы в качестве альтернативы газонам.

Особое значение имеют тенеустойчивые виды растений, которые можно использовать в качестве почвопокровных на затененных городских территориях во дворах и парках.

В связи с исчерпанностью и загрязненностью городских почв следует считать необходимым разработку программы по созданию искусственных почвенных субстратов для газонов, контейнеров и эксплуатируемых кровель. Для сокращения запыленности воздуха и сокращения эксплуатационных расходов при озеленении, улучшения городских почв и т.п. рекомендовать более широко использовать в городском озеленении мульчирующие материалы (кору, щепу и т.п.)

На территориях строительных площадок, после завершения строительства ландшафтные работы производить согласно проектам озеленения и благоустройства с соблюдением агротехники и сроков посадок. Важно обеспечить контроль качества проектной документации и точное исполнение проектных решений впоследствии.

Нижний Новгород, которому уже более 700 лет, в последние годы начал терять большие исторические ансамбли. Крупные ландшафтные формы Волжских и Окских откосов еще рассматриваются социумом как безусловная ценность, однако более мелкие знаки природной среды оцениваются обществом как помеха на пути значительных реконструктивных преобразований. При «комплексной» реконструкции кварталов и уплотнении городской ткани новой коммерческой застройкой потеряны почти все исторические городские усадьбы. Уплотняются дворовые территории. При реконструкции кварталов исчезают большие фрагменты городской ткани, вместе со всем природным комплексом. Принцип высокоплотной застройки квартала по заказу инвестора, выжимающего максимальный коммерческий результат из городской земли, ведет к планированию полного отсутствия в новой жилой среде каких-либо зеленых насаждений, к формированию упрощенного, эмоционально обедненного, искусственного городского ландшафта подземных гаражей и цветных кирпичных стен с мелкой пластикой и ячеистой структурой оконных проемов. Сегодня такие, далеко не комфортные, новостройки появились в Н.Новгороде в изобилии и они не только не украшают город, но и угрожают здоровью его населения.

Архитектурно-ландшафтный комплекс Нижнего Новгорода в начале ХХIвека интенсивно меняется. Что ждет его исторические ландшафты? Достаточно проанализировать зарубежный опыт, чтобы увидеть возможные пути развития ситуации и выявить болевые точки в комплексе локальных городских проблем. Важно не упустить время.