О.Н. Воронина. ПАРКИ И СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛА XXI ВЕКА

В соответствии с определением, приведенном в книге «Объекты ландшафтной архитектуры», парк - это обширная территория более 15 га, предназначенная для отдыха городского или сельского населения, представляющая собой земельный участок, на котором элементы ландшафта, сооружения, здания организуются в определенную объемно-пространственную систему в соответствии с законами композиции; парки могут быть полифункциональные и монофункциональные – детские, спортивные, прогулочные; городские и районные, загородные; по характеру ландшафта – на склонах, нагорные, приозерные, приморские санаторные, мемориальные, исторические (усадебные), парки-памятники, парки-резиденции [1].

Из определения следует, что участок земли предназначен для отдыха и, помимо элементов ландшафта, может включать здания и сооружения, объединенные в композицию. В последние годы в парках Российских городов началось строительство крупных торговых комплексов, которые позиционируются как объекты рекреации, а поход за покупками для многих горожан действительно рассматривается как форма отдыха. В 2006 г. аспирантка Е.П. Голубева защитила диссертацию на тему «Принципы формирования архитектуры рекреационно - досуговых комплексов», в которой проанализировала значительное число зарубежных и отечественных парков и клубов и, назвав их РДК (рекреационные досуговые комплексы), сделала вывод, что открытые рекреационные комплексы организованы аналогично закрытым развлекательным комплексам, выполняют те же задачи и могут заменять друг друга.

Анализ развития градостроительной ситуации в г. Н. Новгороде подтверждает, что парки легко становятся жилыми районами (Автозаводский парк, 2004 г.), рынками (Парк им. Горького, 1995 г.), торговыми центрами (парк Дубки 2007 г., Мещерское озеро), театрами (парк им. А.С.Пушкина 2007 г.) и ресторанами (парк им.1 Мая и парк им. Свердлова, 2007 г.).

Теория ландшафтной архитектуры выделяет в парках два вида пространств: открытые (поляны и партеры) и закрытые (массивы древесных насаждений, здания и сооружения). Важнейшую роль для организации отдыха играют открытые пространства, и именно они в последнее время стремительно исчезают.

Необоснованные решения, преследующие сиюминутные экономические интересы, на практике приводят к исчезновению парков с карты города. Сокращение природной составляющей при низком уровне благоустройства во многом предопределяет рост заболеваемости и смертности городского населения. Ухудшение условий проживания, связанное с уплотнением застройки и различными видами загрязнений (открытых водоемов, грунтовых вод, почв, сверхвысокой концентрации в воздухе канцерогенных соединений серы, азота, пыли, тяжелых металлов, электромагнитным, радиоактивным, тепловым, вибрацией, шумом, уничтожением зеленых насаждений, стихийным возникновением свалок, визуальным загрязнением) способствует созданию стрессовых ситуаций и определяет потребность поиска резервов повышения уровня комфортности городской среды.

Городской парк можно рассматривать как общественное пространство, подобное площади или пешеходной улице. На озелененном участке городской ткани, имеющей определенные границы, жители города общаются друг с другом, гуляют с детьми, отдыхают в редкие минуты свободного времени. Важнейшее отличие парка от городской площади – большое число природных компонентов (растений, водных устройств, живописного рельефа, чистого влажного воздуха с ароматами листьев и цветов), также сомасштабность с человеком. Одним словом, парк – это природная среда, своеобразный «антистресс».

В настоящее время, когда город развивается более «вовнутрь», чем «наружу», и происходит резкое и повсеместное уплотнение городской застройки, территория городского парка оказывается одной из самых дефицитных. Парк как городское общественное пространство исторически выполняет разнообразные функции. Утром его посещают спортсмены, хозяева домашних животных вместе с питомцами, спешащие на работу жители окрестных кварталов, делающие крюк, чтобы пройти перед работой по парку, днем дети всех возрастов с родителями и без них, пожилые люди, спортсмены и физкультурники, к вечеру - молодые пары, семьи, старшеклассники, студенты и т.п.

Исторический парк эмоционально и информационно насыщен, включает скульптуру, водоемы, цветники, шумные поляны и тихие уединенные места, формирует среду для обучения, развития, воспитания. Каждый посетитель ожидает реализации своих запросов, индивидуальных пространственных впечатлений, и эти ожидания меняются в зависимости от времени суток, сезона и изменения интересов городского сообщества.

Чем меньше в городе парков, тем большими оказываются рекреационные нагрузки на единицу оставшейся парковой территории. При предельно допустимой нагрузке в 100 человек на 1 га, парки уже сейчас несут фактические нагрузки значительно более высокие, 400 и более человек на 1 га в будние дни и более 800 чел/га в праздничные и выходные дни. В этих условиях природный комплекс, как правило, заменяется серией искусно составленных пейзажных картин, к которым нет реального доступа, но которые создает иллюзорный природный фон - декорацию для действия городского «театра». «Актеры» - горожане реально отдыхают не на газоне, а на брусчатке, сидят не под деревьями, а под навесом, но смотрят на деревья, растущие на защищенном от них месте, любуются водой, текущей по желобкам, имитирующим реку.

Время «потребления природы» зависит от числа разнообразных эффектов. Удлинение времени эксплуатации обеспечивается вечерним освещением и художественной подсветкой ландшафтных композиций, эффекты усиливаются при использовании звуков, напоминающих пение птиц, журчащей воды, музыки. Цветовое голодание, провоцируемое долгим ахроматическим периодом и «серым» городом, компенсируется яркими цветками, плодами, хвоей, эффектной окраской листьев декоративных растений.

Исторически сложившийся городской парк может рассматриваться в виде своеобразной матрицы культурной памяти, определяющей, в конечном счете, традиции поселения и его образ. Ландшафтное искусство как отдельный жанр с длительной историей развития имеет свой художественный язык, особую палитру символов, имеющих связь с мировой садово-парковой и современной городской культурой. Каждая страна, и в частности Россия, имеет свои особые «наречья». В парковой символике скульптура, малые формы и древесные растения несут определенный смысл, связанный с народными традициями. А иной городской парк настолько мал (бывший Архиерейский сад имеет площадь 2,5 га), что сам является скорее символом природы, чем реальным устойчивым природным объектом.

ХVIIв. характеризуется оттачиванием эстетических предпочтений. «Государевы и боярские» сады с плодовыми деревьями, ягодными кустарниками, «живорыбными» прудами, цветочными арабесками в итальянском вкусе, оранжереями, садовыми церквями, птичниками и менажериями, защищаются стенами с башнями. Архитектурно-ландшафтная композиция сада характеризуется свободным, естественным, как бы случайным, расположением планировочных частей. Время Петра Великого, ХVIIIв., приносит новые строгие правила. Регулярные дворцово-парковые и усадебные ансамбли с аллеями, шпалерами, партерами и боскетами рисуются в виде схемы на бумаге и земле. Четкая пространственная структура выстраивается по архитектурным правилам: доминанты, акценты, оси, связи, фон. Ритм несложен, контрасты ярки. Все ландшафтные компоненты направлены на выявление кульминации главной оси. Естественная природа вбирается в парк через раскрытие далекой перспективы, «дикая» природа как бы врывается в организованный по законам геометрии дворцово-парковый ансамбль Стрельны, Петергофа, Ораниенбаума, Царского села.

Пейзажный парк ХIХ века решается как культурно-эмоциональная программа, с последовательным перетеканием в пространстве живописных картин, гибкими маршрутами и глубокими семантическими корнями. Парк становится книгой, которую следует внимательно читать, предварительно изучив мировую историю и символический язык различных искусств: живописи, архитектуры, скульптуры, садоводства (парки в Павловске, Гатчине, пейзажная часть парка Ораниенбаум). Общественный парк второй половины ХIХ в. по-прежнему замкнут, однако укрупненный масштаб, обилие входов, связанных прямыми «деловыми» дорогами, делают его по истине городским пространством. Обширная поляна играет роль городской площади. Зеленые насаждения, сгруппированные на окраинах парка, образуют высокую плотную естественную ширму – своеобразные шумо-пыле-видео изолирующие стены. Водоемы с островами и малыми архитектурными формами служат для создания ощущения «концентрированной природы». Информативность и многофункциональность пространства усиливается историческими, зоологическими, ботаническими, театральными и спортивными темами.

Парк ХХ века – предприятие для массовой культуры (ЦПКиО), общественное пространство, предназначенное для просвещения и образования, организации соревнований семей, заводов и учреждений, клубной и кружковой работы, место проведения праздников. Лозунг «культуру в массы» здесь является определяющим. Роль парка как озелененной территории, определяющей экологическую устойчивость городского ландшафта, учитывается, но это не мешает строить в парках не только дворцы культуры, кинотеатры, больницы, родильные дома, санатории, но и жилые, офисные, гостиничные и торговые здания.

Начало ХХIв. – время создания парков, способных привлечь и вместить отдыхающих значительно больше, чем ранее. Такие парки отличаются специфическими чертами и могут быть определены как зоны интенсивной общественной рекреации. Так, тихий прогулочный садик им. А.С. Пушкина с поэтической поляной стремительно становится бизнес-площадкой с американскими горками, пивными клубами, кафе-ресторанами и парковками для автомобилей.

Свободной земли в городе становится все меньше, а цена ее все выше, и в условиях ограничения территориальных ресурсов, в зарубежных парках особую роль начинает играть фактор времени. Ночь, вечер, дождь, снег, ветер, туман и другие природные явления обращаются на пользу рекреантам. Вся сенсорная сфера посетителя вовлекается в процесс поглощения пространственных впечатлений. Меняются во времени, в соответствии с задуманным сюжетом, звуки и освещение. Перемещается оборудование, в том числе и часть зеленых насаждений, специально культивируемых в контейнерах, вспучивается поверхность земли, образуя холмы, а вода под музыку меняет форму и цвет, превращаясь в пар или снег. Все компоненты природы задействованы в театре впечатлений. Естественная скорость изменяемости природы оказывается слишком малой для кратковременного рекреационного периода, которым владеет человек. Парк наполняется артистами, вовлекающими посетителя в постоянно текущее действие. Зеркальная архитектура многократно отражает и усиливает впечатления, придавая всему происходящему черты нереальности. Ее необычные, игровые, провокационные формы,контрасты цвета и фактур заставляют потребителя удивляться, вздрагивать, восхищаться, то есть переживать сильные эмоциональные впечатления.

Таким образом, основные принципы архитектурно-ландшафтной организации парков значительно отличаются от традиционно-исторических. Общение с природой подразумевается, но не является обязательным. Для психологической разгрузки основным является смена впечатлений, и природа занимает в этой смене свое особое место. Таким образом, исторический квартал, зоологический сад, современный супермаркет, Диснейленд или тихий прогулочный сад-выставка ландшафтного искусства с точки зрения рекреационных интересов одинаково привлекательны. Очевидно, что имеют значение качественные параметры объектов, время, которым располагает рекреант, возраст и психологические особенности конкретного потребителя.

В целях сохранения городского парка как типологической градостроительной единицы следует определить и закрепить в кадастровых документах границы парков. Важно определить режимы и виды разрешенного использования, к которым можно отнести следующие: зеленые насаждения (поляны, деревья, кустарники, газоны, цветники и т.п., а также устройства для их изготовления и содержания); водоемы и искусственные водные устройства (фонтаны, каскады, бассейны, ручьи, реки и т.п.); элементы декоративного и монументального искусства (скульптура, монументы, памятники и памятные знаки и т.п.); малые архитектурные формы и оборудование для отдыхающих (скамьи, беседки, перголы, мостики, навесы, туалеты и т.п.); дорожки и площадки с твердыми видами покрытий для отдельных видов отдыха (спортивные, детские площадки, для настольных игр, гимнастические, танцевальные, для тихого отдыха, для выгула собак, для пикников, для проведения праздничных, выставочных и прочих временных мероприятий, летние театры, эстрады); пляжи с соответствующим оборудованием (спасательные станции, пункты оказания первой медицинской помощи, кабины для переодевания, купальни).

К условно разрешенным видам использования следует отнести такие, как: вспомогательные сооружения (трансформаторные подстанции, тепловые пункты, причалы, парники, теплицы, навесы и площадки для мусоросборников, обслуживающие парк здания, резервуары для хранения воды, сооружения для людей и материалов, обеспечивающих жизнедеятельность зеленых насаждений, элементов освещения и безопасность граждан); временные и стационарные сооружения для общественного питания и торговли сувенирной продукцией (киоски, павильоны, кафе и т.п.); парковки для пользователей парком; аттракционы, тир, дискотеки, читальни, лектории, игровые залы, бильярдные, демонстрационные оранжереи; спортклубы, яхтклубы, лодочные станции; прокатные пункты игрового и спортивного инвентаря.

Распространенное представление о парке как о вместилище аттракционов, кафе, театров и других общественных зданий, в том числе РДК, грозит потерей самого парка и соответственно ликвидации всех его преимуществ, связанных с открытыми озелененными пространствами. В России до сих пор существует устарелый термин «застройка городского парка», в соответствии с которым парк рассматривается как временно пустующая территория, предназначенная под застройку. Можно предположить, что через пять-десять лет парк станет самой редкой в городе формой использования городской земли.

ХХIвек – время сложных по структуре, неустойчивых по массам, игровых по масштабу, провокационных динамичных архитектурно-ландшафтных композиций. Уникальный характер сочетания природных компонентов, присущий конкретному фрагменту городского ландшафта, выражается известной фразой «дух места». Желание человека узнавать в изменяемой городской среде свое прошлое, закрепить ускользающие традиции и сохранить традиционные черты выражается в стремлении сохранить исторические городские парки.

Литература

1. Теодоронский, В. С. Объекты ландшафтной архитектуры : учеб. пособие для студентов / В. С. Теодоронский, И. О. Боговая ; Моск. гос. ун-т леса. - М. : Изд-во МГУЛ, 2003. - 300 с. : ил.