О.Н. Воронина. ДИНАМИКА РЕКРЕАЦИОННОЙ ЕМКОСТИ ГОРОДСКОГО ПАРКА

По мере нарастания темпов урбанизации качество жизни в крупнейших городах все в большей степени определяется степенью сохранения компонентов природной среды. Прослеживается психологическая зависимость «чем больше природы, тем больше счастья». Для жизнедеятельности человека требуются не просто сохраненные эталоны природы, а структурно и эстетически организованный ландшафт для отдыха внутри города. Самыми значительными объектами такого рода являются городские парки. В соответствии с действующими в РФ стандартами (ГОСТ28329-89 от 01.01.91) парк это озелененная территория общего пользования от 10 га, представляющая собой самостоятельный архитектурно-ландшафтный объект.

В конце 2007- начале 2008 года в проектном отделе Архитектурно-ландшафтного центра «Архиленд» разработаны проекты планировки и межевания крупнейших парков Нижнего Новгорода Автозаводского, Сормовского и Швейцарии. Историко-генетический анализ выявил их общие черты: крупный размер, площадь каждого более 50 га; один и тот же возраст (время создание - середина ХХ века); проекты всех трех парков выполнены профессиональными архитекторами; единый способ формирования - все они построены на открытом месте, рядом с градообразующими промышленными предприятиями или промузлом; разбивка парков и посадки растений проводились массово, населением города, школьниками, семьями в субботники и праздничные дни в результате реализации общероссийской градостроительной политики; имеют большие водные пространства; находятся в ведении одной административной структуры - Управление культуры администрации Нижнего Новгорода и сданы в аренду на 49 лет; многофункциональны и востребованы населением; имеют низкий уровень благоустройства и загущенность насаждений; наблюдается отсутствие системной работы по формированию ландшафтных композиций; большое видовое разнообразие и возможность выделения дендрологических участков; выявлен недостаток общественных туалетов; низкая обеспеченность инженерными сетями, в том числе недостаточность освещения; самым распространенным типом паркового сооружения является временное кафе, которое сдается в аренду. Летом кафе обрастает открытыми площадками, зимой часто закрыто; аттракционы присутствуют, но, как правило, устаревшие; неравномерность рекреационных нагрузок: 250-300 чел/га в выходные и праздничные дни и 50-70 чел/га в будние дни; загруженность входных зон и низкая посещаемость периферийных участков; рассматриваются инвесторами и администрацией как инвестиционные зоны; а населением как легкие города и природные оазисы.

Различия немногочисленные и в основном связаны с особенностями рельефа. Автозаводский и Сормовский парки имеют плоский рельеф, а парк Швейцария – сложный, однако та территория, которая рассматривается как парковая, тоже расположена на плоской части, прилегающей к проспекту Гагарина.

Каждый посетитель парка ожидает реализации своих запросов, индивидуальных пространственных впечатлений, и эти ожидания меняются в зависимости от времени суток, сезона и изменения интересов городского сообщества. Утром парк посещают спортсмены, хозяева домашних животных вместе с питомцами, спешащие на работу жители окрестных кварталов, делающие крюк, чтобы пройти перед работой по парку, днем дети всех возрастов с родителями и без них, пожилые люди, спортсмены и физкультурники, к вечеру - молодые пары, семьи, старшеклассники, студенты.

Анализ положительного зарубежного и отечественного опыта показывает, насколько важен профессиональный подход к архитектурно-ландшафтному проектированию, наличие художественных идей и эффективных технологий для их реализации. Цель проектирования - осмысление будущего сценария развития парка с учетом повышения его рекреационной емкости при сохранении открытых озелененных пространств. Выбор средств ландшафтной архитектуры, в соответствии с определенным художественным замыслом, ориентирован на композиционное упорядочение пространств с различным характером пребывания посетителей.

Социологические исследования выявили два диаметрально противоположных отношения к парку: первое зрительное, пассивное, когда парковые пейзажи наблюдаются с видовых точек и прогулочных дорожек (посетители отдыхают, прогуливаясь по дорогам, созерцая природу); второе активное, когда парк расценивается как место непосредственного общения и контакта человека с природой (посетители идут в любом направлении, отдыхают прямо на траве, плавают в водоемах, играют в спортивные игры). Для активного отдыха безразлично, какой ландшафт окружает посетителей — естественный или преобразованный, искусственный, а для пассивного отдыха сохранение природной среды и ее особенностей приобретает первостепенное значение.

Городской парк как общественное пространство имеет укрупненный масштаб, несколько входов, связанных прямыми или слегка изогнутыми «деловыми» дорогами. Входные зоны играют роль городских площадей, парковые поляны используются для спортивных занятий. Зеленые насаждения, сгруппированные на окраинах парка, образуют высокую плотную естественную ширму – своеобразные шумо-пыле-видео изолирующие стены. Водоемы с островами, малыми архитектурными формами и группы декоративных древесных насаждений служат для создания ощущения «концентрированной природы».

Повышению рекреационной емкости способствует информативность и многофункциональность пространства, усиленная историческими, зоологическими, ботаническими, театральными и спортивными темами. Парк, как правило, включает скульптуру, водоемы, цветники, шумные поляны и тихие, уединенные места. Здесь формируется среда не только для отдыха, но и для обучения, развития, воспитания.

В условиях ограничения территориальных ресурсов особую роль начинает играть фактор времени. Освещение позволяет задействовать рекреационные ресурсы парка в вечерние часы. Важным средством повышения рекреационных возможностей территории является звуковое сопровождение, музыка во входной зоне и зонах массовых мероприятий, пение птиц в зоне тихого отдыха, информационные сообщения, журчание воды, шум фонтанов - все создает особую среду для отдыха. Ночь, вечер, дождь, снег, ветер, туман и другие природные явления могут быть обращены на пользу рекреантам. В идеале вся сенсорная сфера посетителя вовлекается в процесс поглощения пространственных впечатлений.

Естественная скорость изменяемости природы оказывается слишком малой для кратковременногорекреационного периода, которым владеет человек. Парк наполняется артистами, вовлекающими посетителя в постоянно текущее действие. Меняются во времени, в соответствии с задуманным сюжетом звуки и освещение. Перемещается оборудование, в том числе и часть зеленых насаждений, специально культивируемая в контейнерах, увеличиваются вертикальные отметки поверхности земли, образуя холмы, а вода под музыку меняет форму и цвет, превращаясь в пар или снег. Все компоненты природы задействованы в театре впечатлений. Зеркальная малая и большая архитектура многократно отражает и усиливает впечатления, придавая всему происходящему черты нереальности. Ее необычные, игровые, провокационные формы,контрасты цвета и фактур заставляют потребителя удивляться, вздрагивать, восхищаться, то есть, переживать сильные эмоциональные впечатления.

В последние годы в парках Российских городов началось строительство крупных торговых комплексов, которые позиционируются как объекты рекреации, а поход за покупками многими горожанами действительно рассматривается как форма отдыха.

Анализ развития градостроительной ситуации в Нижнем Новгороде подтверждает, что парки легко становятся жилыми районами (Автозаводский парк, 2004 г.), рынками (Парк им. Горького, 1995 г), торговыми центрами (парк Дубки, 2007 г., и Мещерское озеро), театрами (парк им. А.С.Пушкина 2007 г.) и ресторанами (парк им.1 Мая, 2007 г.)

Потребности горожан в рекреации закреплены градостроительными, санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами. Объективно парки нужны городским жителям для релаксации, поэтому жители всегда будут выступать за сохранение парков и открытых природных (озелененных) зон отдыха.

Теория ландшафтной архитектуры выделяет в парках два вида пространств: открытые (поляны и партеры) и закрытые (массивы древесных насаждений, здания и сооружения). Важнейшую роль для организации отдыха играют открытые пространства, и именно они в последнее время стремительно исчезают. Сокращение природной составляющей при низком уровне благоустройства во многом предопределяет рост заболеваемости и смертности городского населения. Ухудшение условий проживания, связанное с уплотнением городской застройки и различными видами загрязнений (открытых водоемов, грунтовых вод, почв), сверхвысокой концентрации в воздухе канцерогенных соединений серы, азота, пыли, тяжелых металлов, электромагнитным, радиоактивным, визуальным, тепловым загрязнениями, вибрацией, шумом, уничтожением зеленых насаждений, стихийным возникновением свалок) способствует созданию стрессовых ситуаций и определяет потребность поиска резервов повышения уровня комфортности и озелененности парка.

Городской парк можно рассматривать как общественное пространство, где жители города общаются друг с другом, гуляют с детьми, отдыхают в редкие минуты свободного времени. Важнейшие отличия парка от городской площади или улицы – большое число природных компонентов (растений, водных устройств, живописного рельефа, чистого влажного воздуха с ароматами листьев и цветов), а также сомасштабность с человеком.

Чем меньше в городе парков, тем большими оказываются рекреационные нагрузки на единицу оставшейся парковой территории. При предельно допустимой нагрузке в 100 человек на 1 га, отдельные зоны парков (входные зоны, зоны аттракционов) уже сейчас несут фактические нагрузки значительно более высокие, 400 и более человек на 1 га в будние дни и более 800 чел/га в праздничные и выходные дни. В этих условиях природный комплекс или деградирует или заменяется серией искусно составленных пейзажных картин, к которым нет реального доступа, но которые создают иллюзорный природный фон - декорацию для действия городского «театра». «Актеры» - горожане реально отдыхают не на газоне, а на брусчатке, сидят не под деревьями, а под навесом, но смотрят на деревья, растущие на защищенном от них месте, любуются водой, текущей по желобкам, имитирующим реку.

Удлинение времени «потребления природы» обеспечивается вечерним освещением и художественной подсветкой ландшафтных композиций, эффекты усиливаются при использовании звуков, напоминающих пение птиц, журчащей воды, музыки. Цветовое голодание, провоцируемое долгим ахроматическим периодом, и «серым цветом» городской застройки компенсируется яркими цветками, плодами, хвоей, эффектной окраской листьев декоративных растений.

Ландшафтное искусство как отдельный жанр с длительной историей развития имеет свой художественный язык, особую палитру символов имеющих связь с мировой садово-парковой и современной городской культурой. Каждая страна, и в частности Россия, имеет свои особые «наречья».В парковой символике скульптура, малые формы и древесные растения несут определений смысл, связанный с народными традициями.Исторически сложившийся городской парк может рассматриваться в виде своеобразной матрицы культурной памяти, определяющей, в конечном счете, традиции поселения и его образ.

Уникальный характер сочетания природных компонентов, присущий конкретному фрагменту городского ландшафта выражается известной фразой «дух места». Желание человека узнавать в изменяемой городской среде свое прошлое, закрепить ускользающие традиции и сохранить традиционные черты выражается в стремлении сохранить исторические городские парки. Парк цивилизованного города насыщен знаковыми образами, скульптурой, символами, смысл которых понятен жителям и позволяет туристам лучше понять традиции и дух места. Облик парка формирует мировоззрение посетителей, особенно молодежи и туристов, он участвует в образовании и обучении зрителя.

Форма восприятия парка описывается понятием «духа места» - уникальным ощущением самобытности и индивидуальности среды, ее причастности к мироощущению человека. Формируется «дух места» в сознании зрителя присущим только данной ситуации сочетанием ландшафтных картин, предметно-пространственных построений, цветового решения, характерными деталями среды, усиленными связанными с данным местом культурными и историческими воспоминаниями, житейскими и личностными ассоциациями. В стабильных ситуациях – возникает устойчивое стремление сохранить художественную ценность среды, закрепить точки, где росли утраченные старые деревья новыми насаждениями. Важное качество преемственности среды, называемое «памятью места» может быть реализовано малой пластикой-скульптурой, фонтанами, растениями.

Парк России ХХ века, такой как Автозаводский, Сормовский, Швейцария - предприятие массовой культуры (ЦПКиО), общественное пространство, предназначенное для просвещения и образования, организации соревнований семей, заводов и учреждений, клубной и кружковой работы, место проведения праздников. Лозунг «культуру в массы» здесь является определяющим. Роль парка, как озелененной территории не мешает строить в парках не только дворцы культуры, но и кинотеатры, больницы, родильные дома, санатории. Начало ХХIв. - время парков, способных привлечь и вместить отдыхающих значительно больше, чем ранее. Такие парки могут быть определены как зоны интенсивной общественной рекреации. Время диктует создание сложных по структуре, неустойчивых по массам, игровым по масштабу, провокационных, динамичных архитектурно-ландшафтных композиций.

Таким образом, основные принципы архитектурно-ландшафтной организации парков значительно отличаются от традиционно-исторических. Общение с природой подразумевается, но не является обязательным. Для психологической разгрузки основным является смена впечатлений, и природа занимает в этой смене свое особое очень важное место. С точки зрения общих рекреационных интересов исторический квартал, зоологический сад, современный супермаркет, Диснейленд, или тихий прогулочный сад - выставка ландшафтного искусства одинаково привлекательны. Очевидно, что имеют значение качественные параметры объектов, время, которым располагает рекреант, возраст, цели и психологические особенности конкретного потребителя.

Парки сложны по структуре, отличаются многофункциональностью и многозначностью. В их формировании принимают участие различные группы специалистов, а жители адаптируют пространства в соответствии со своими мироощущениями. Множественность функций ведет к разнообразию изобразительных решений. Сложность структурной организации проявляется в насыщении ландшафта городским оборудованием, произведениями монументально-декоративного искусства, цветниками, информационными устройствами, рекламой. Сооружения, малые архитектурные формы деревья, люди, осветительное оборудование оживляют пространство своими формами, движением, создают дополнительные членения. Чрезмерное насыщение деталями может привести к визуальному хаосу, к дискомфорту и именно природные элементы, с зеленым цветом – колористического равновесия способствуют визуальному обобщению и снятию психологической нагрузки.

Множественность и значительность компонентов, аморфность пространства заставляют искать четкую композиционную структуру, выявляя ее размещением доминирующих объектов и строем поддерживающих их акцентов. Каждая горизонтальная поверхность может служить полем для творчества, от газона до фигурного цветного мощения, от активной фактуры травянистых многолетников и низких кустарников до мульчирующих материалов, от асфальтобетонных поверхностей до водных партеров. Фактуры цветов, металлических водоотводящих решеток, кустарников, мульчи, цветных плиток служат палитрой ландшафтного художника. Важнейшим средоформирующим фактором является художественный синтез всех форм городской среды на основе природного ландшафта с применение различного рода некапитальных декоративно-художественных средств.

Изменчивость - главное свойство, как природы, так и городской среды и поэтому неизбежно физическое, и моральное старение отдельных элементов. Архитектурно-ландшафтная среда постоянно обновляется и приспосабливается человеком к новым задачам и стилистическим предпочтениям общества. Завершенность только кажется постоянной.

Промышленная эстетика с ее стилистикой проникает в парки, делая рекреационную среду более острой и контрастной. Детали и символы производственного характера легко превращаются в малые формы: шестеренки, колеса, двигатели, крылья и другие части автомобилей, пароходов и паровозов, как, например, в Германии, в городе Карлсруе.

Свобода формотворчества, подкрепленная нетрадиционными материалами и конструкциями (каркасы, ткани, надувные и тентовые структуры, стекло, лед, пар), непривычной раскраской и пластикой - делают малые формы мощным средством создания нового образа парка. Малые элементы городской среды начинают играть в среде совершенно новую роль - они выступают в качестве своеобразных «учителей жизни», прививающих зрителю-потребителю среды, новые нормы поведения, провозглашая новые культурные установки, разрушая ценности и стереотипы традиционных форм образа жизни и утверждая идущие им на смену. Этот процесс отражает через эстетическо-эмоциональную систему приход в общество нового понимания смысла жизни, нового мироощущения, свойственного текущему этапу истории.

Отмечается стремление превратить ландшафтные элементы: деревья, цветочные композиции, элементы рельефа в произведения пластического искусства, запоминающиеся, необычные, «маркирующие» место своим присутствием, стимулирующие воображение зрителя, предлагая ему включиться в неожиданно возникшую здесь игровую или развлекательную ситуацию. Однако, в настоящее время одна из проблем парков Нижнего Новгорода связана с их однообразием, что, безусловно, снижает их рекреационную емкость. Однако, при сохранении цельности территории надежда на будущее их развитие остается.