Наиболее постоянным свойством цвета в природе является его изменчивость. Цвет в ландшафте определяет эмоциональное состояние зрителя, такое же переменчивое, как и цвет.
В формировании колористической картины городского ландшафта ведущую тему играет фон. Это, как правило, небо, которое создает яркую, вдохновляющую цветовую картину, синюю или голубую, белую унылую или черную мрачную, в зависимости от времени дня (сезона).
В средней полосе России принято выделять два основных цветовых сезона. Хроматический (весна, лето и осень), когда фоном цветовой картины служат зеленые насаждения, и ахроматический (зима), когда основную цветовую палитру определяет черно-белая гамма. В первый период определяющим фоновым цветом является зеленый – цвет психологического равновесия. Во второй период – белый, ассоциирующийся с чистотой, морозом, здоровьем. При этом внутри общей цветовой гаммы непрерывно происходят изменения. Относительными константами можно считать лишь цвет зданий и цвет хвойных деревьев.
Отечественные национальные колористические традиции предусматривают мажорный облик поселения. Древнерусская теремная архитектура всегда украшалась резьбой и ярко раскрашивалась в красные, зеленые, синие, желтые цвета. Стены монастырей, как правило, оштукатуривались и белились. Ярко желтые, золотые купола с синими звездами и сегодня участвуют в формировании силуэта современного русского города. В полихромных нарядных садовых малых форм Руси ХVIIв. – «чердаках», «сиделках», «тронах», «обманных перспективных изображениях» – отражаются историко-генетические корни русской национальной психологии.
Русское барокко, с его оштукатуренными небесно-голубыми и брусничными фасадами, бело-золотой отделкой деталей формирует облик многих исторических центров современных городов. Светлые строгие бело-охристые здания классицизма отлично дополняют оптимистичный характер городской улицы исторического города центрального Поволжья.
Начало ХХ века, с архитектурой в стиле модерн, преломившейся о национальный колорот, дополнило городскую ткань цветными фасадами горчичного, бурого, лилового цветов.
Городская среда спальных и промышленных районов создана в основном во второй половине ХХ века. Большинство сооружений в России последних семидесяти лет имеют серый цвет и почти лишены цветных деталей. Активные процессы самостоятельного озеленения дворов жителями добавили к серому все оттенки зеленого. Посадки производились бессистемно из растений, взятых в местных лесах (березами, черемухой, рябиной, кленом). Массовое озеленение носило и носит сейчас стихийный, бессистемный характер и ничего не имеет общего с задачами создания гармоничных колористических растительных композиций. В целом, нельзя отрицать, что среда современного города выглядит достаточно уныло.
Недооценка роли национальных колористических традиций негативно сказывается на оценке эстетических параметров города его жителями, а специалисты начинают говорить о необходимости искусственного цветонасыщения городского ландшафта.
Роль цвета в восприятии города человеком невозможно переоценить. Цвет создает настроение и определяет поведение человека, поэтому следует обратить внимание на наполнение цветом общественных пространств, жилых дворов, парков и грамотное включение гармоничных колористических созвучий в среду интенсивного использования.
Решение проблемы цветонасыщения среды берет на себя так называемая «плазма» (термин введен А.Э. Гутновым) – система элементов, позволяющая сделать среду более комфортной, информационно-наполненной и отвечающей современным требованиям. Это растения, фасады зданий и их детали, малые архитектурные формы, элементы уличной мебели, светофоры, опознавательные знаки, реклама – то, что формирует «контактную среду» на уровне зрения.
Важнейшим средством цветонасыщения может служить живой растительный ресурс. Современная дендрология предлагает ландшафтному архитектору разнообразную палитру древесных растений с активной «архитектурной» формой и цветом: листьев, коры, плодов, цветков, колючек. Зеленый цвет деревьев и кустарников представляется современному ландшафтному архитектору недостаточно активным, и в городскую среду активно вводятся пестролистные, серебристые, белые, краснолистные, желтолистные древесные формы. Большой интерес представляют растения с красными листьями: краснолистный клен, красный дуб, лещина с пурпурными листьями, краснолистные формы барбариса и пузыреплодника. Не менее интересны растения с серо-белыми листьями: ива белая, лох узколистный и серебристый. Такие «серебристые» виды способны высветлить темные стены. Популярны пестролистные формы растений: свидина белоокаймленная, туя западная золотистокончиковая и другие. Особое мажорное настроение традиционно формируют красивоцветущие кустарники (парковые розы, сирени, чубушники, рододендроны). Однако надо учитывать, что на пыльных городских улицах, где усталый от разнообразия форм глаз человека нуждается в свежей зелени, пестролистные формы древесных растений выглядят болезненно, и задуманный психологический эффект не достигается.
Хвойные растения в городском ландшафте встречаются неоправданно редко. Лишь на некоторых фрагментах городской ткани Н.Новгорода, на пример, в Нижегородском кремле, у здания госбанка на ул. Б Покровской, на бульваре вдоль проспекта Гагарина, в парках Сормовском и «Швейцарии» можно встретить ели или сосны. Одной из причин служит низкая экологическая устойчивость к городской среде таких привычных хвойных видов, как сосна обыкновенная и ель обыкновенная.
Европейские питомники предлагают для современных городов разнообразный ассортимент устойчивых хвойных видов древесных растений (голубых колоновидных сосен, сербских елей, туй, можжевельников), способных украсить ключевые точки города.
Цвет может усиливать эффект восприятия формы. За счет цвета можно создать систему ленд-марков (land-marks) – систему городских ориентиров, так, чтобы человек смог легко ориентироваться в городском пространстве, ассоциировать себя и свое настроение с конкретным пространством, идентифицировать место.
Единым цветом покрытия могут подчеркиваться тематические маршруты в исторической части города. Необычные растения, такие как рододендроны, карликовые формы хвойных кустарников, плакучие, краснолистные, серебристые, желтые в сочетании с цветниками, фонтанами, светоотражающими покрытиями – могут служить акцентами в системе художественно обработанных городских пространств.
Объекты архитектуры статичны, цвет определяется эпохой, стилем и временем постройки. Здания несут на себе стабильную цветовую информацию и при динамичной неустойчивой среде удерживают преемственность времени, тем самым отвечая за формирование образа городской среды. Частичному исключению из городского пейзажа серого цвета стен типовых панельных зданий способствует посадка крупных деревьев рядом со зданиями, в также использование лиан. Опыт показал, что через двадцать лет березы, клены, тополя, лиственницы почти полностью скрывают фасады 5-9 этажных призматических объемов. Как произошло в жилых районах Лапшиха, Кузнечиха, Щербинки, Молитовка Н.Новгорода.
Городское общественное пространство переосмысливается в настоящее время как интерьерное. Усиливается внимание к деталям: рисунку покрытия, форме и цвету бордюрного камня, фактуре стен, рекламной вывеске, вечерней подсветке, форме и оттенку листа.Элементы цветовой активности, как правило, мобильны, чем обеспечивается колористическое разнообразие среды.
Деревья и кустарники в контейнерах, цветочницы на балконах оживляют пространство городского центра, формируя живую привлекательную для человека среду обитания с особым цветовым человеческим масштабом.
Наполнение среды цветом должно происходить в рамках концептуально продуманной программы. Так как речь идет о долговременном процессе гармоничного цветонасыщения, то, скорее всего, должен быть разработан «сценарий», где выделены последовательные этапы гармонизации цветового решения на промежуточных стадиях. В подобном сценарии выделяются участки, где колористическое решение необходимо в первую очередь, например, общественные пространства городского значения. Рекомендуется разработать цветовые темы для различных пространств в зависимости от интенсивности их функционального использования.
При наполнении среды цветом очень важно учитывать, что цвет всегда будет восприниматься совместно с другими факторами сенсорного восприятия, поэтому при определении степени цветовой насыщенности следует учитывать даже время года, например, использование ярких цветовых контрастов зимой, в период цветового голодания, поэтому Дед Мороз – в красной шубе и с зеленой елкой.
Одним из путей сезонного цветонасыщения городского ландшафта является грамотное системное формирование цветочных композиций как важнейших временных цветовых акцентов. После зимнего цветового «затишья» сама природа предлагает буйство красок цветущих луковичных: сцилл, тюльпанов, рябчиков, нарциссов, мускари, гиацинтов. Летом инициативу цветения перехватят пионы, лилейники, лилии, астильбы. Осенью георгины, гелениумы, астры и др.
Пестрые цветочные композиции уместны лишь на выставках и во дворах жилых домов, а на общественных территориях цветовые сочетания должны быть лаконичны. Наиболее удачные цветочные композиции получаются при сочетании лишь двух цветовых тонов, так как человеческий взгляд всегда отмечает присутствие третьего несуществующего «цвета дополнительного образа».
Городская среда создает разнообразные условия для жизни растений. Пыльные придорожные полосы осваиваются пестрыми лохматыми злаками, кровли – цветными декоративными полынями, ограждения и стены строений – обильно цветущими вьющимися древесными и травянистыми лианами. Даже тенистые участки у подножия северных фасадов зданий могут стать живописной графической композицией из теневыносливых травянистых растений (хост, астильб, папоротников). Цветные ажурные листья, легкие цветки обеспечат контрастное сочетание с газоном, асфальтобетонным проездом, с пешеходной дорожкой и стенами строений. Здесь важно определить расстояние до объекта восприятия, например, только издалека, только вблизи, в фоновой или ценной исторической среде.
Очень важным является также и колористический образ среды при проведении праздничных мероприятий. Использование растительных декораций, цветочных фестивалей с гирляндами, топиарными формами, вертикальными объемными цветниками способствуют созданию мажорного настроения при приспособлении территорий к кратковременному интенсивному использованию.
Большое значение при формировании среды современного города имеет и реклама, так называемые «упакованные города», обеспечивающие информационное и цветовое насыщение. Здесь очень важно найти баланс, определить места, где необходима яркость и пестрота, а где места со спокойной колористической средой. Однако законы жанра, направленного на получение неожиданно ярких впечатлений, диктуют введение принципов «цветового контраста», «цветового разнообразия» и даже «цветовой провокации».
В скором времени речь пойдет не только о цветовом, а скорее об «информационно-визуальном» наполнении, и здесь на первый план выйдет динамичное искусство инсталляций с его эмоциональностью и насыщенностью.
В Н.Новгороде по сравнению с европейскими городами процессы цветонасыщения только начинаются. На данном этапе важно уделять большое внимание гармонизации элементов наполнения среды между собой и совмещение их с исторической застройкой и существующей ситуацией. Так, обкладка контейнеров для штамбовых кленов на вновь реконструируемой части улицы Б.Покровской черным цветом не способствует повышению комфортности, скорее является негативным фактором, примером создания агрессивной среды. Элементы городской среды: черные столбы фонарей XIXвека и скульптура, расставленная с равным промежутком на протяжении Б.Покровской, хоть и повышает общий эмоциональный уровень, но цветовая гамма остается еще очень робкой и скупой.
Вопрос цветового решения городского ландшафта является комплексным и требует рассмотрения его в динамике, с различных точек зрения, при гармоничном сочетании колористического решения фасадов зданий, деревьев и их подсветки, видом и цветом покрытий, малых архитектурных форм, фона природного окружения.