О. Н. Воронина, А. В. Воронина РОЛЬ ПАРКА КАК КАТАЛИЗАТОРА РАЗВИТИЯ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЖИЗНЕПРИГОДНОГО ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Структура, общественные парковые пространства и среда компактных исторических европейских городов всегда ассоциировались в сознании русского горожанина с идеальным представлением о городском комфорте. Между тем этот стереотип не всегда успешно накладывается на реальную ситуацию аналогичных отечественных городов.

При разработке генерального плана Нижнего Новгорода в 2010 году за «европейские города – аналоги» были взяты Милан, Лион, Прага, Мюнхен [1]. Действительно, по численности и площади территории Гранд Лиона и Нижнего Новгорода являются сопоставимыми, однако их более точное сравнение на уровне градостроительной структуры в рамках международного исследования позволило выявить некоторые особенности. На рисунке обе градостроительные системы представлены в едином масштабе, проектируемые границы показаны пунктиром, существующие – толстой линией. Необходимо отметить, что сам город Лион, сохранивший свои исторические размеры, сравним с территорией «Старого Нижнего». Он является центром агломерации Гранд Лион, объединившей в себе, согласно новой градостроительной документации (Scot2010), 72 коммуны. Рост агломерации Гранд Лиона происходит за счет развития этих коммун. Пространство развивается, рассматривается и управляется согласно концепции полицентричной агломерации, в то время как идентичная по размеру и по численности населения территория Нижнего Новгорода рассматривается как город. Это говорит о том, что элементы градостроительной структуры Нижнего Новгорода (как элементы традиционного города) рассматривались бы в Лионе как элементы агломерации.

Город Нижний Новгород разделен на восемь административных, достаточно рыхлых по структуре районов. Исследования, проведенные в Нижегородском государственном архитектурно-строительном университете в 2008-2009 гг., подтвердили, что 70 % территорий в них можно отнести к функционально недогруженным, то есть малоэффективным.

По сравнению с Гранд Лионом по показателям относительно плотности застройки и количеству открытых пространств Нижний Новгород кажется в более выигрышном положении. Однако эти преимущества не осознаются населением и не используются.

В то время как управляющие административные структуры и ландшафтные архитекторы Гранд Лиона пытаются найти место в центре города для создания новых озелененных территорий и повышения биоразнообразия, «естественные» биотопы в центральной части Нижнего Новгорода рассматриваются как свободные территории для будущей застройки.

Удивительные различия наблюдаются в подходах и направлениях будущей политики, при сравнении градостроительной документации на уровне формирования системы озелененных территорий. Так как при разработке последнего генерального плана для Нижнего Новгорода раздел, касающийся формирования градоэкологического каркаса, не был сделан, его роль сыграла схема, полученная из анализа схемы функционального зонирования. Результат сравнения заставляет задуматься о правильности выбранного направления развития. Искомая инвестиционная привлекательность на самом деле напрямую зависит от экологической и социальной устойчивости. Учитывая существующий еще сохранившийся потенциал открытых пространств в Нижнем Новгороде, можно представить и другие варианты градостроительного развития, ориентируемые на развитие природного комплекса и ландшафты третьего порядка.

Необходимо отметить, что в настоящее время управляющие административные структуры Гранд Лиона уделяют большое внимание формированию природного каркаса. Их усилия направлены на укрепления внутренних связей, диверсификацию форм озелененных пространств, поиск новых подходов к понижению стоимости поддержания зеленых насаждений, создание новых парков, сохранение и охрану в границах агломерации крупных природных территорий и сельскохозяйственных угодий.

При сопоставлении Нижнего Новгорода и Гранд Лиона становится очевидным то, что за последние 50 лет в отечественном аналоге реально не было создано ни одного нового парка, наблюдается лишь обратная тенденция сокращения и деградация парковых территорий. В то время как территория Гранд Лиона приобрела за этот период порядка 8 крупных городских парков. При этом «городской парк» создан как неотъемлемый элемент городской структуры, часто использующийся как катализатор развития, как социальный объект.

Как создание системы озелененных территорий не должно быть направлено только лишь на поддержание экологического баланса городской среды, экология города так же не может определяться только исходя из системы озелененных территорий, которые в Нижнем Новгороде не обладают требуемыми свойствами равномерности размещения, непрерывности и структурной целостности. На примере Гранд Лиона можно сказать, что вопрос формирования системы озелененных территорий и укрупнение экологического каркаса решается более комплексно, например, при организации и усовершенствовании системы общественного транспорта, через эколого-транспортные коридоры «зеленого трамвая» и современные приречные парки.

Важным направлением служит усовершенствование системы сбора и утилизации отходов и использование материалов вторичной переработки при благоустройстве и оборудовании общественных парков. Перспективным направлением для Нижнего Новгорода является европейский опыт строительства парков биологической очистки воды, где элементы ландшафтного дизайна, а также экологические задачи по снижению уровня загрязнения и вторичному использованию ливневых вод (например, для орошения городских зеленых насаждений) успешно сочетаются с задачами снижения затрат на эксплуатацию инженерной инфраструктуры и коммунального хозяйства. Малые нижегородские реки Борзовка, Ржавка, Левинка, Кова, являющиеся структурными элементами экологического каркаса, объединяющие существующие парки и пресекающие городскую ткань, в настоящее время полностью исключены из визуальной картины города, русла замусорены и заросли кустарником, подходы к воде закрыты. Создание вдоль малых рек линейных парков с маркировкой на первом этапе границ их речных долин – одна из первостепенных задач городского благоустройства. Архитектурно-ландшафтная организация парков малых рек, дополненная системами биологической очистки воды и социально-обусловленными элементами (дорогами, площадками для отдыха, элементами освещения и т.п.), повысит жизнепригодность прилегающих к рекам пространств. Важным экономическим ресурсом станет увеличение коммерческой цены недвижимости в зданиях и сооружениях, расположенных в зонах влияния парков малых рек.

Нижний Новгород потенциально относится к промышленным моногородам, которым в период деиндустиализации грозит убывание и связанные с этими процессами социальные конфликты. Стихийно освобождающиеся постпромышленные, поствоенные и посткоммунальные зоны могут служить участками социально-экологического эксперимента с новыми парками, жилыми, торговыми и офисными функциями, а также фрагментами ландшафта «третьего порядка». Реконверсия, снижение промышленного загрязнения, очистка и новые экоориентированные формы использования освободившихся промышленных территорий, возможно, дадут жителям города еще один шанс к возрождению и устойчивому развитию, а парковое строительство может стать катализатором развития при формировании жизнепригодного городского пространства.

 

Литература

 

1. Колонтай, А. Нижний Новгород – на пересечении градостроительной теории и практики / А. Колонтай // Архитектурный вестник. – 2009. – № 4 (109). – С. 25-30.

2. Воронина, О. Н. Ландшафтная архитектура. Контуры новой парадигмы / О. Н. Воронина // Инновации в ландшафтной архитектуре : материалы VIнауч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит.ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 3-8.

3. Воронина, А. В. Современные подходы к формированию природного комплекса городов / А. В. Воронина // Инновации в ландшафтной архитектуре : материалы VIнауч.-практ. конф. / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т. – Н. Новгород, 2010. – С. 8-12.