Анализ обеспечения земельными участками образовательной деятельности школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки в поселениях Нижегородской области проводился на основе данных предоставленных администрациями городов Нижегородской области: Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас, Выкса, Кстово.
На основе системы спортивных сооружений общего пользования и в соответствии с требованиями строительных норм и правил существуют следующие нормы размещения физкультурно-спортивных сооружений в структуре города.
1 уровень: жилой микрорайон – спортивные площадки во дворах для самодеятельных занятий населения. Нормы 1,5 – 2 кв.м. на 1 жителя. Возможно смежное размещение со школьными спортплощадками в случае размещения их в микрорайоне. При этом расстояние от площадок до окон жилых и общественных зданий должно составлять от 10 до 40 м.
2 уровень: жилой район – стадион или специализированный комплекс (волейбольный, баскетбольный, теннисный). Нормы 1 стадион на 30-50 тыс. жителей при радиусе доступности до 2 км.
3 уровень: городской административный район с населением 100-150 тыс. жителей – районный стадион, на территории которого рекомендуется размещать кроме спортплощадок и полей спорт корпус с местами для зрителей. Один стадион на 100-200 тыс. жителей площадью 10-15 га.
4 уровень: общегородской район при общественном центре – центральный стадион с трибунами для зрителей.
В рамках исследования проводилась количественная и качественная оценка состояния спортивных сооружений для детей на территории Нижегородского района города Нижний Новгород. При проведении исследования под спортивными сооружениями понимаются сооружения, предназначенные для занятий физкультурой и спортом, соревнований по различным видам спорта.
В рамках исследования рассматривались только открытые спортивные сооружения, в которых занятия физической культурой и спортом проводятся вне помещений, на открытом воздухе. В соответствии с требованиями строительных норм и правил открытые спортивные сооружения должны состоять из основных открытых сооружений (сам стадион или хоккейная коробка), подсобных помещений и вспомогательных помещений предназначенных для обслуживания физкультурников и спортсменов.
Анализируя информацию администрации г. Нижнего Новгорода можно сделать вывод об обеспеченности земельными участками школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки (информация представлена в таблице – приложение 1). Из данных таблицы видно не соответствие площадей земельных участков образовательной деятельности школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки требованиям градостроительных нормативов. Однако на территории Нижегородского района города Нижнего Новгорода земельные участки, которые использовались, как спортплощадки общего пользования первой и второй ступени обслуживания застраиваются или планируются под застройку (пример спортивная площадка ул. Усилова, 7).
Визуальный анализ площадок Нижегородского района города Нижний Новгород показал наличие не соответствия представленных сведений фактической площади спортивных площадок, т.е. фактические площади земельных участков по некоторым спортивным площадкам меньше, чем по представленной информации. Например, спортивная площадка Гимназии № 13 по данным администрации составляет 240 кв.м., а фактически значительно меньше. Аналогичная ситуация по школе № 3 Нижнего Новгорода при заявленной площади 296 кв.м., фактически спортивная площадка составляет 50 кв.м.
Также необходимо обратить внимание на наличие высотной застройки по периметру спортивных площадок, из характерных примеров по городу Нижнему Новгороду лицей №40 и лицей №8. Не соблюдаются требования СНиП 2.07.01 – 89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" относительно расстояния 10-40 м от площадок до окон жилых и общественных зданий.
В целом можно сделать вывод о не удовлетворительном состоянии спортивных внутридворовых площадок: отсутствуют гимнастические снаряды, баскетбольные кольца, хоккейные борта потеряли первоначальную геометрию, и как следствие представляют угрозу травматизма занимающихся. Часть площадок для занятия спортивными играми не имеет специального покрытия, отсутствует ограждения и искусственное освещение, что затрудняет занятия физической культурой и спортом. Отсутствуют подсобные и вспомогательные помещения, предназначенные для обслуживания физкультурников, спортсменов и зрителей. Все это свидетельствует о ненадлежащем содержании внутри дворовых спортплощадок собственником.
Количественные сведения обеспечения земельными участками образовательной деятельности школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки по городам Дзержинск, Выкса, Арзамас представлен в таблице 1.
Оценив положение дел по обеспечению земельными участками образовательной деятельности школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки в крупных городах Нижегородской области можно сделать вывод о не соответствии фактической обеспеченности требованиям удельных размеров площадок для занятий физкультурой предусмотренных нормами по планировке и застройке городских поселений.
Необходимо отметить, что на существующих площадках предназначенных для занятий физической культурой состояние детской спортивной инфраструктуры во дворах, парковых зонах, пришкольных участках, детских садах находится в неудовлетворительном состоянии.
В целом, рассматривая и оценивая ситуацию по обеспечению земельными участками образовательной деятельности школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки в крупных городах Нижегородской области, необходимо констатировать, что при разработке и реализации проектов планировки и межевания строительные организации планируют строительство спортивных площадок по остаточному принципу, а эксплуатирующие организации, имея в большинстве своем острый дефицит финансирования, строят или восстанавливают имеющиеся физкультурные объекты из некачественных и не сертифицированных материалов.
На основании вышеизложенного можно предложить в рамках реализации полномочий Правительства Нижегородской области по проведению единой государственной политики и государственному управлению процессами в сфере физической культуры и спорта разработать и реализовать адресную Программу "Развития инфраструктуры для занятий населения физической культурой и спортом на земельных участках в районах жилищной застройки, школьных и дошкольных учреждений на 2008-2015 годы". Администрациям городов в первоочередном порядке предусмотреть мероприятия и финансирование по переоборудованию внутридворовых спортивных площадок сертифицированным оборудованием, отвечающим современным требованиям по оснащению спортивных площадок. Предусмотреть мероприятия по разработке и реализации проектов по созданию спортивно-игровых площадок и монтажу детских спортивно-игровых сооружений на городских рекреационных территориях. Провести работу по инвентаризации земельных участков образовательной деятельности школ и площадками для занятий физкультурой территорий жилой застройки на территории городов.
Необходимо отметить, что развитие детского и юношеского дворового спорта имеет особое звучание в период подготовки к Олимпийским Играм в городе Сочи в 2014 году.