Город Нижний Новгород славится своими ландшафтами. Однако то, что отмечают все жители города – это неблагоустроенность, неухоженность городских территорий.
Градостроительный кодекс Российской Федерации предусмотрел несколько видов градостроительной документации:
- схемы территориального планирования муниципальных районов;
- генеральные планы поселений;
- генеральные планы городских округов;
- правила землепользования и застройки.
Также в Градостроительном кодексе РФ указан состав документации и сроки ее разработки.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации требуется разработать:
- проект планировки территории;
- проект межевания территории.
В отраслевых законодательных актах есть требования по разработке различных схем, например в отношении объектов культурного наследия –историко-культурный опорный план; для водных объектов выполняется проект водоохранных зон; для объектов, оказывающих неблагоприятное экологическое воздействие – проект санитарно-защитных зон; проект рекультивации земель для нужд сельского хозяйства.
И это далеко не все, что требует современный законодатель для принятия управленческого решения по использованию той или иной территории. Различные документы зачастую содержат противоречивую информацию по использованию территорий, чем затрудняется их применение.
Изучение опыта работы субъектов Российской Федерации показывает, что органами исполнительной власти на практике принимаются решения по разработки единого документа, в котором уже включены все необходимые «информационные слои», что позволяет взглянуть на городскую территорию как на единый градостроительный объект, определить направления развития и разработать алгоритм действия по развитию городской территории.
В 2010 году в городе Пермь по заказу Муниципального автономного учреждения «Бюро городских проектов» был разработан Стратегический мастер-план Перми. Мастер-план разработан с целью преобразования Перми в более привлекательный, экономически конкурентоспособный, современный город с высоким уровнем жизни и индивидуальной социальной и городской культуры, базирующейся на его уникальном характере.
Как анонсируют разработчики: «Мастер-план – это не жесткая программа, он скорее представляет собой общую пространственную структуру и подход, которые выражены в наборе стратегий и принципов и которые должны направлять всех участвующих в управлении городом. Мастер-план должен помогать администрации в установлении целей и приоритетов для пространственного развития города, для того чтобы перевести Пермь на новый этап эволюции».
Наиболее важной отличительной чертой в отличие от других градостроительных документов является установка целевых качеств:
- компактный город;
- консолидация с помощью базовых кварталов;
- разнообразие и качественное жилье;
- средняя высотность;
- смешанное использование;
- открытая сетевая структура;
- создание сбалансированной системы различных видов транспорта;
- полноценные общественные пространства и природный ландшафт.
В отличие от большинства градостроительных документов, которые представляют собой набор планов и карт, мастер-план включает в себя стратегии. Для города Пермь разработчики предложили следующие стратегии:
- стратегия красных и зеленых зон – определяет контуры существующих урбанизированных территорий, в пределах которых допускается дальнейшая застройка, а также границы и параметры ландшафтных территорий и общественных пространств, в пределах которых запрещено дальнейшее развитие городской застройки;
- стратегия ландшафта и окружающей среды – направлена на сохранение и улучшения состояния природного окружения города. Она акцентирует внимание на экологическом качестве и характере существующих природных ландшафтов;
- стратегия приоритетов развития – создана с целью совмещения идей мастер-плана с процессом его реализации. Стратегия не является жестко фиксированным требованием, а направлена скорее на стимулирование процесса принятия решений. Предлагается метод, который позволяет городу оценить свои потребности и ресурсы, определить краткосрочные и долгосрочные цели, достичь консенсуса и создать план действий.
- стратегия транспорта – ищет пути достижения оптимального баланса между различными видами транспорта, снижения напряженности на дорогах и создания боле безопасных улиц. Улучшение качества и увеличение зоны охвата общественного транспорта рассматриваются как важные преобразования, необходимые для создания реальной альтернативы частному автотранспорту и улучшения общего качества городской среды. Стратегия делает сильный акцент на необходимости создания благоприятных условий для пешеходов и в будущем велосипедистов.
- стратегия периферийных территорий – это подробное описание структур пространственного развития для различных территорий периферии с учетом их индивидуальных характеристик и ценных качеств;
- стратегия общественных пространств – направлена на улучшение качества общественных пространств. Стратегия делает акцент на роли, своеобразии, качестве функциональных программ и пространственном характере различных элементов общественного пространства: долин малых рек, сетки улиц, системы общественных пространств и местного значения. Основываясь на существующих качествах и заложенном в них потенциале, формулируются принципы организации открытой, сбалансированной и четко определенной системы общественных пространств;
- стратегия смешенного использования – делает акцент на важности перехода от старой парадигмы зонирования по функциям к модели землепользования, основанной на смешанном использовании территории. Ее задача заключается в формировании четкой пространственной и функциональной иерархии зон с большей концентрацией различных функций и координации этой иерархии с доступностью общественным транспортом;
- стратегия кварталов – заключается в улучшении качества городской среды за счет процесса трансформации и установления четких пространственных границ между частными и общественными пространствами. В качестве основы стратегия использует существующие характеристики городской ткани и стремится усовершенствовать их с помощью соответствующей контексту консолидирующей застройки, используя квартал периметральной застройки в качестве базового элемента.
- стратегия наследия – пропагандирует идею необходимости охраны исторических объектов для восстановления целостности застройки и сохранения ее уникального наследия для будущих поколений. Этот подход призван стимулировать уважительное сосуществование старого и нового, а также повысить ценность архитектурного своеобразия города. Стратегия представляет критерии оценки проектных предложений, которые могут повлиять на объекты культурного наследия и их восприятия.
Следующей задачей, решенной в мастер-плане, является установление нормативов градостроительного проектирования, при этом мастер-план содержит качественные рекомендации по нормам на уровне кварталов.
Если вернуться к требованиям действующего Градостроительного кодекса, то опять же законодатель установил следующее:
- к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности относится утверждение региональных нормативов градостроительного проектирования;
- к полномочиям органов местного самоуправления поселений относится утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений;
- к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов – утверждение местных нормативов градостроительного проектирования межселенных территорий и так далее.
Другими словами, на каждом уровне нормативы должны быть разработаны. И в направлении от территории субъекта Российской Федерации к городскому округу происходит детализация установленных нормативов. При этом если на уровне Российской Федерации нормативы не разработаны, то и на всех нижестоящих уровнях они также будут отсутствовать. Или даже в случае если нормативы разработаны, но по объективным причинам стали устаревшими, то и градостроительная документация на всех «нижестоящих уровнях проектирования» перестает быть актуальной.
Иной подход при разработке мастер-плана, когда нормативы разрабатываются только в границах определенной для проектирования территории и детализируются с учетом картографической генерализации.
Следующей отличительной особенностью является то, что в мастер-плане при разработке новых норм учитывается смещение акцента с определения количественных показателей застройки на качественные, путем формулирования требований к качеству. Опять же мастер-план вступает в противоречие с действующим законодательством. В Градостроительном кодексе РФ понятие «качество» в отношении разработки нормативов градостроительного проектирования не применяется, понятие «количество» неоднократно упоминается в нормах относительно установления предельной или рекомендуемой этажности зданий.
В качестве резюме надо отметить, что на практике разработка и внедрение стратегического документа мастер-план показало свою своевременность и актуальность. В некоторых органах местного самоупаравления пошли по пути разработки именно стратегических мастер-планов, несмотря на то что это противоречит действующему законодательству. В качестве аргументов некоторые эксперты заявляют, что «Стратегический мастер-план – принципиально новый для России вид документа, в силу инновационности не входящий в систему документов территориального планирования, но не запрещённый законодательством при осуществлении такого планирования. Потребность в его разработке вызвана необходимостью разделить стратегический и тактический уровни городского планирования, выявить цели, направления и пошаговые стратегии развития города; придать предусмотренным Градостроительным кодексом РФ градостроительным документам, в т.ч. Генеральному плану, реальный характер, сделать их рабочими инструментами управления городом».
Градостроительный кодекс РФ в очередной раз продлил сроки для разработки градостроительной документации (генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов) до 31 декабря 2012 года. Однако с учетом современных требований к разработке градостроительной документации и новой практики использования таких документов, как мастер-план необходимо принять поправки в градостроительное законодательство на уровне Российской Федерации и на уровне субъекта Российской Федерации.