Красный сад на Баррикадной

"Красный сад" на Баррикадной создан в рамках международного конкурса и фестиваля "Цветочный джем"-2019, он удостоен золотой медали в номинации "Большой выставочный сад" и диплома АЛАРОС.

Проект сада

Создание сада

Детали сада

Название «Красный (красивый)» отражает широкий ассоциативный ряд русской столицы, ее садов различных эпох. Важным было подчеркнуть красный как цвет русского авангарда. «Красный Сад» - это дань памяти Константину Мельникову, возглавлявшего Мастерскую парков Культуры и отдыха СССР, во многом определившего образ парков Москвы советского периода. Поэтому конструкция красной перголы в стиле русского авангарда проходит единой нитью через весь сад, демонстрируя взлеты и падения русского, позднее советского садово-паркового искусства. Эта пергола функциональна, она формирует входы, места для отдыха, работы, настольных игр. При проектировании перголы мы опирались на конструктивные элементы всемирно известного павильона К.С. Мельникова, представленного на Международной выставке современных декоративных и промышленных искусств.

Динамичность и изменение композиции в течение лета достигнуты схемой посадки растений, так чтобы каждый месяц архитектура сада менялась кардинально. Цветение растений в июне задает перпендикулярную ахроматичную структуру преимущественно черных и белых цветов, в июле - рисунок красно-белых цветущих растений подчиняется продольному направлению перголы, а в августе-сентябре - красный цветущий сад достигает апогея цветения, приобретая диагональную композицию. Этот эффект достигается засчет многоуровневых посадок в местах пересечений линий.

Растения в саду повествует сложную и драматичную историю русского авангарда. В одной половине сада – взлет архитектурной и социальной мысли советских архитекторов 1920-х годов. Этот взлет возник в начале 1920-х, после революции, от осознания «нового времени» и «нового человека», дуновения свободы и прогресса, возможностей индустриализации и научных открытий. Шахматные столы и «сад шахмат» показывают интеллектуальную основу всех архитектурных и градостроительных поисков.

Образ «русского леса» здесь отражает широту территорий СССР и гигантские масштабы советского градостроительного планирования. В тоже время «березовый лес» показывает некий романтизм и утопичность архитектурных концепций начала 20 века, так как русские архитекторы и градостроители в начале становления СССР еще не были готовы к решению проблем роста индустриальных городов. Поэтому здесь «рельсы индустриализации» (белые скамьи-блоки) врезаются в русское поле, как метафора жестокого вторжения в природу ранней советской индустриализации.

Во второй половине сада - драма : запрет архитектурных и градостроительных поисков, свободомыслия, появление «социалистического реализма» 1932 года как доминирующего представления о развитии искусства. В 1930 году журнал «Современная архитектура» был закрыт, а судьба многих его деятелей сложилась очень драматично, большинство были репрессированы. Поэтому в этой части сада больше темных растений, схема посадки более жесткая. Здесь появляются красные тумбы-скамейки, ассоциирующиеся с  массовым и типовым строительством.  Более того, драма русского авангарда заключается в том, что в России об этом ярком периоде в истории архитектуры известно очень мало. Вдоль перголы проходит дорожка из металла, сквозь которую прорастают ростки этой памяти, но на эту дорогу мы боимся вступить.

Этот сад –  дань русскому авангарду и попытка авторов рассказать с помощью растений и архитектурных форм очень сложную и противоречивую историю этого периода!