Сад под пологом леса

Участки с уже существующими зелеными насаждениями, особенно лесным уголком, обладают особым потенциалом. При работе с такими лесными участками важно бережно относиться к сложившейся экосистеме леса: существующим растениям, напочвенному покрову, лесным травам, особенностям рельефа и существующему плодородному слою почвы.

К сожалению, ландшафтный архитектор, приходя на участок после строительства дома, часто сталкивается с ситуацией, что нижние слои грунта из-под котлована дома оказались буквально "размазаны" по участку, корневые шейки деревьев засыпаны, а плодородный слой почвы покрыт водоупорным слоем глины.  В таком случае, деревья ослабевают и быстро выпадают одно за другим. Именно в такой ситуации после строительства дома оказался этот участок. Одним из выходов была работа с геопластикой, формирование микрорельефа, позволяющим высвободить корневые шейки и сформировать холмы, позже засаженные теневыносливыми многолетними травянистыми растениями, таким образом сформировав живой напочвенный покров, не требующий постоянного кошения.

Другой распространенной ошибкой при работе с лесными участками становится посев газона под пологом деревьев. Через несколько лет, находясь в тени газон значительно редеет и покрывается мхом, а восстановить напочвенный лесной покров, содержащий в себе первоцветы, эффемеройды, кое-где грибницы, уже невозможно. Поэтому при строительстве дома на лесном участке, площадь строительной площадки рекомендуется минимизировать, а лесную зону - ограждать и максимально ограничить доступ, что позволит сохранить природный характер участка. Работать с лесным покровом на участке следует очень аккуратно, высаживая акцентами тенелюбивые многолетние растения или кустарники, воспользоваться посевом многолетних или двулетних трав.

Принцип "садовой живописи"

Любой объект ландшафтной архитектуры создается как объект искусства. Принцип садовой живописи был основан ландшафтным архитектором и художником Роберто Бурле Марксом, когда поверхность земли рассматривается как художественное полотно, где, по законам композиции, как будто красками, растениями, создается определенный рисунок. В ландшафте, эта игра цветов звучит интереснее, так как сезонные цветовые акценты меняются в зависимости от времени цветения растений, картина получается динамичной. У ландшафтного архитектора есть выбор работы с определенной цветовой гаммой, например, бело-серебристой, сине-голубой и возможность поддержания этой гаммы на протяжении всего сезона, а можно полностью менять цветовую палитру от ранней весны до поздней осени. Также, на стадии проектирования и подбора ассортимента растений можно определить цветовую насыщенность будущего цветника или ландшафта: будут ли здесь использоваться спокойные сдержанные цвета или колорит будет ярким и насыщенным. Для лесных тенистых участков бело-серебристая гамма является предпочтительной, так как она высветляет темные места. С помощью сизых цветов можно также зрительно удалить границу участка.

Яркие соцветия астильбы подходят для создания сезонных акцентов, особенно удивительным растением является астильба китайская «Пурпуркерце». Поднимаясь на высоту более 1 метра, яркими сиреневыми соцветиями она создает яркий акцент на заднем плане цветников или лесных композиций.

Принцип малоуходности

При разработке проекта сада, малоуходность, или степень потребности сада и его растительных композиций в постоянном уходе для поддержания гармоничного состояния, является важным фактором, во много определяющим дизайн сада.

Очевидно, что композиции из многолетних травянистых растений, подобранных с учетом экологических факторов: степени освещенности, водного стресса, наличия влаги и состава почвы – потребует значительно меньше ухода, чем газон или композиция из однолетних растений. Применение растений, соответствующих климатической зоне, устойчивых для данного климата, не требующих укрытия на зиму, значительно облегчит подготовку сада к осени и его раскрытие весной. Формирование живописных пейзажных композиций, не требующих четкости линий, допускающие естественность также снизят потребность в уходе. При формировании лесного напочвенного покрова или формировании цветущего луга, даже появившиеся случайно сорное растение не нарушит композицию. При подборе растений для создания малоуходных растительных композиций, необходимо учитывать степень агрессивности растений, их способность к заполнению пространства.

На данном участке напочвенный покров был полностью разрушен и его пришлось воссоздавать. Работая на лесных участках, следует обратить внимание на формирование нижнего и среднего яруса, используя в качестве сезонных ярких акцентов теневыносливые кустарники и многолетние травянистые растения. На заднем плане в тенистых и влажных участках высажен Бузульник Пржевальского и Бузульник узкоголовчатый "Рокет", создающий во время цветения ярко-желтый вертикальный акцент. Дополнением желто-зеленой гаммы стали: камнеломка теневая "Вариегата".

Бело-зеленая, спокойная, выдержанная по цвету гамма создана с использованием в качестве почвопокровных растений: стелющийся зеленчук желтый "Вариегата", с серебристым рисунком на листьях, яснотка пятнистая "Бикон Силвер", куртины сныти обыкновенной "Вариегата". Особенно интересно вариегатные формы смотрятся в сочетании с растениями, обладающими насыщенной темно-зеленой листвой. Бело-серебристую гамму дополняют яркие сезонные акценты холодных цветов: синий, голубой, фиолетовый, такими растениями могут быть колокольчик, хоста, аквилегия гибридная. В качестве акцентов в этом саду применены различные сорта астильбы, задающие во время цветения ритмичный рисунок.

Опыт показывает, что не стоит высаживать растения по одному виду, лучше создавать куртины, по аналогии с живописью, «цветовые заливки». Это позволит добиться наибольшего эмоционального эффекта при восприятии сада и сделает его более цельным. Для каждой зоны сада необходимо продумать свою колористическую гамму, так чтобы цветовое решение сада менялось по мере движения, прогулки по саду.